Ключевым компонентом, обеспечивающим работу кондиционера, является хладагент. В качестве этого рабочего элемента обычно используется один из нескольких видов фреона. Это газообразное вещество не только участвует в процессе охлаждения воздуха, но и является своеобразным смазочным материалом для компрессора. Именно поэтому утечка хладагента из кондиционера может привести к серьезным последствиям вплоть до выхода из строя оборудования.
Какое количество хладагента должно быть в системе?
Большинство моделей бытовых кондиционеров представляют собой сплит систему, то есть установку, состоящую из двух блоков, один из которых располагается с внешней стороны помещения, а другой – внутри его. Блоки соединены между собой трассой – медной или алюминиевой трубой, по которой циркулирует фреон. Количество хладагента, необходимого для функционирования вентиляционного оборудования, устанавливается непосредственно изготовителем для каждой конкретной модели. При этом учитывается длина трассы и мощность установленного компрессора.
Заправка кондиционера производится еще на заводе, однако количество фреона обычно рассчитано на среднюю длину трассы, которая составляет 3-5 метров. Если при установке системы возникает необходимость увеличить ее протяженность, то придется выполнить самостоятельную дозаправку хладагента (в среднем около 0,15 кг на 1 метр трассы). Помимо этого, недостаток фреона может возникнуть и в процессе эксплуатации кондиционера, если произошла утечка.Признаки утечки фреона из кондиционера
Каким бы качественным ни был монтаж и используемые материалы, рано или поздно любой владелец кондиционера сталкивается с необходимостью его дозаправки. В силу того, что детали трассы соединены между собой механическим путем, некоторое количество газа, находящегося под давлением, проникает наружу – это называется естественной утечкой. Плановые потери фреона составляют в среднем 0,15-0,2 кг в год. К более существенной утечке хладагента приводят некачественный монтаж, механические повреждения трассы и износ соединительных деталей. Последствия этих потерь становятся видны по характерным признакам:
- снижение эффективности кондиционера, даже при работе на максимальной мощности;
- образование льда и инея в месте соединения труб с внешним блоком;
- частое срабатывание термической защиты кондиционера;
- потемнение теплоизоляции компрессора;
- появление запаха гари во время работы компрессора;
- появление потеков масла под кранами.
Перечисленные признаки являются наглядным отражением перегревания компрессора кондиционера, для охлаждения которого требуется определенное количество фреона. Уменьшение давления хладагента приводит к нарушению смазочной системы компрессора, что может повлечь за собой неисправность других важных компонентов сплит системы.
Что нужно для проверки уровня хладагента?
Самый точный способ определить количество фреона в системе – это измерить его давление. Сделать это можно при помощи специального оборудования – манометрической станции. Шланг прибора нужно подсоединить к сервисному крану на стороне всасывания. После этого необходимо включить кондиционер и дать ему поработать 15 минут, после чего на синем манометре будут отображаться корректные данные.

Важно!
На внешнем блоке устройства находится таблица, в которой подробно расписаны все технические данные конкретной модели кондиционера. Если измеренное давление на порядок отличается от рабочего давления в системе, то необходимо принять меры по поиску и устранению утечки. Однако необходимо учесть тот факт, что показания прибора будут отличаться в зависимости от температуры воздуха в помещении и на улице.
Как найти утечку фреона в сплит системе своими руками?
Выбор способа обнаружения зависит от характера повреждения трассы, ее протяженности и от возможности доступа к предполагаемому месту утечки фреона. Кроме того, некоторые методы предполагают использование специального оборудования и материалов. Среди них наиболее распространены следующие:
- Мыльный раствор. Применяется в том случае, когда место утечки фреона теоретически известно (например, при обнаружении масляных пятен или потеков на определенном участке трассы) и позволяет визуально определить течь. На предполагаемое место повреждения наносится обычный мыльный раствор или специальное средство в аэрозольной упаковке.
- Погружение в воду. Самый простой метод обнаружения утечек в холодильном контуре, который удобно применять в том случае, если проверяемая деталь имеет небольшие габариты, может быть извлечена из системы и герметизирована.
- Проникающий краситель. Данный способ предполагает закачивание в охлаждающий контур специального ультрафиолетового красителя, который, спустя некоторое время, может быть обнаружен в местах протечки. В отличие от мыльного раствора, краситель позволяет найти утечку по всей протяженности трассы, однако недостатком данного метода является долгое ожидание результата и необходимость наличия дорогостоящего оборудования.
- Проверка под давлением. Позволяет найти место разгерметизации путем повышения давления в системе (но не выше установленных производителем ограничений). Для этого в контур закачивается сухой азот, давление повышается до предельного уровня, после чего его значение фиксируется с помощью манометра. Снижение давления с течением времени свидетельствует о наличии протечки.
- Течеискатели. Специальное диагностическое оборудование позволяет найти места утечки фреона с высокой степенью точности. В настоящее время для проверки контуров кондиционеров используются галоидные, ультразвуковые и электронные течеискатели. Последние являются наиболее эффективным инструментом, поскольку в них имеется регулировка уровня чувствительности. Как проверить кондиционер на утечку фреона при помощи течеискателя? Для этого место возможной утечки тщательно обматывается полиэтиленом, затем давление в системе немного повышают, а после этого делается небольшая прорезь в нижней части полиэтилена, к которой подносится прибор.
Никогда не узнать, сколько газа в системе по замеру давления.
Именно поэтому на шильдиках кондиционера не пишут рабочее давление! Но зато пишут вес фреона в блоке в граммах.
Не наводит на мысли? Заправлять кондиционер надо по весам. Это единственный 100% способ заправить правильно.
Можно заправлять по перегреву, но такой тонкий и сложный способ не всем доступен. Поэтому весы.