Вентиляция автосервиса, почему это так важно

avtoservis

На станциях техобслуживания очень много факторов, которые вредят здоровью персонала. Прежде всего это высокий уровень СО2, испарения масла и топлива, высокая концентрация в воздухе лакокрасочных материалов. В цехах СТО из-за того, что автомобили после ремонта моют, повышенное содержание влаги в воздушных массах. Вентиляция и вентиляционное оборудование должно устранять эти факторы, создавая комфортный микроклимат в помещениях станции техобслуживания.

Естественное проветривание, даже в очень маленьких цехах не спасет, поэтому в автомастерских нужно использовать комплексный подход: устанавливать вытяжную вентиляционную систему, и местные отсосы. Еще она должна еще эффективно сушить и очищать воздух, поэтому в таких предприятиях используется промышленные установки.

Особенности проектирования вентиляционных систем СТО

Проектирование вентиляции производственных помещений автосервисов строится по принципу максимального удаления загрязнений с помощью местных отсосов, а концентрация оставшихся уменьшается приточным воздушным потоком. Так как практически все загрязняющие вещества легче воздуха, то наиболее загрязненный воздух находится в верхней части помещения. Исходя из этого, для большей эффективности работы вентиляционной системы, воздухозаборники устанавливаются под потолком. Еще одним решением может быть использование крышного вентилятора, для забора загрязненных воздушных масс.

Гибкие вытяжные воздуховоды подведены к каждому подъемнику в автосервисеПри проектировании вентиляционной системы автосервиса нужно учитывать одно из правил: подавать приточный воздух нужно в не загрязненную зону, а удалять его из мест максимального загрязнения. Местные отсосы монтируются так, чтобы воздушный поток не проходил через область дыхания работника.

Варианты вентиляционной системы СТО

  • Принудительная вытяжная вентиляция нужна в цехах автосервисов, которые имеют площадь до 50 м.кв. Для таких небольших производственных цехов целесообразно обустройство вытяжной вентиляции, в которой будут установлены точки удаления загрязнений, а приток будет осуществляться естественным путем.
  • В помещениях, больших 150 м.кв, необходимо использовать механический приток воздушных масс. Нужно подобрать такое оборудование, чтобы обеспечить воздухообмен, кратностью от 20 до 40.
  • В автомастерских, где производственные цеха занимают большие площади, нужно обустраивать принудительную приточно-вытяжную вентиляционную систему, с местными отсосами воздуха, идущими от выхлопных труб.
к оглавлению ↑

Вентилирование в покрасочных камерах

Большинство автомастерских оборудованы покрасочными камерами. Воздух в них содержит высокую концентрацию аэрозольных соединений лакокрасочных материалов. Для их качественного удаления нужно использовать промышленные приточно-вытяжные установки. Причем воздух, поступающий в покрасочную камеру должен подогреваться. Необходимо использование системы фильтрации на все системы вентиляции и кондиционирования производственных помещений, автосервиса, и конкретно на покрасочную камеру.


Для того чтобы распыленная в воздушных массах краска стала тяжелее воздуха, горячий воздух должен подаваться в верхнюю часть помещения камеры, а удаляться из нижней его части.

к оглавлению ↑

Основные требования к организации воздухооборота в автомастерских

  1. Все воздуховоды должны быть изготовлены из ПВХ. Этот материал не боится коррозии, невосприимчив к химически агрессивным жидкостям и не повреждается влагой. Это одно из основных требований.
  2. Все стыки и соединения воздуховодов и оборудования должны быть хорошо герметизированы, для недопущения распыления загрязненного воздушного потока по большой площади цехов.
  3. Все оборудование и части воздухоотводов, которые соприкасаются в процессе работы с химикатами и агрессивными жидкостями, должны быть обработаны полимерными составами.
  4. Монтаж вытяжной вентиляции, а также всего оборудования должен производиться в специальных защитных коробах, во избежание получения травм персоналом автосервиса.
к оглавлению ↑

Анализ преимуществ и недостатков разных типов вентиляции

  • Естественная. Эту систему мы не рассматриваем, так как она не эффективна.
  • Общеобменная, с механическим удалением воздуха при помощи вентиляторов, расположенных на крыше помещения и в его стенах. Преимущества ее в низких финансовых вложениях на обустройство. Недостатки: высокие затраты на нагрев поступающих естественным путем воздушных масс.
  • Местная вентиляция с удалением загрязненного воздуха посредством гибких воздуховодов, непосредственно из мест загрязнения. Преимущества ее состоят в высокой эффективности удалении воздуха из мест загрязнения и низкое потребление электроэнергии. Недостатком является то, что она малоэффективна без обустройства общеобменной вентиляции.

Шкаф отсоса окрасочного туманаИз анализа видно, что наиболее эффективной системой вентиляции для автосервисов является общеобменная, с обустройством местных отсосов из зон наибольшего выделения СО2.


Совет мастера:
Расчетом, установкой вентиляции в помещении мастерской, а также ее обслуживанием должны заниматься специализированные компании, которые смогут обеспечить качественный и безопасный монтаж всего оборудования.

Удаление выхлопных газов автомобилей легко решается использованием современного вентиляционного оборудования, которое состоит из воздуховода, с установленным в него мощным канальным вентилятором, и подсоединенными к воздушному каналу гибкими шлангами-катушками с дымоприемниками.

Общеобменная вентиляция должна иметь такие параметры: вытяжка происходит из верхней зоны помещения, и из смотровых ям. Приток – в рабочую зону и смотровые ямы. Вытяжка из ям должна быть не менее 120 м.куб/ч. Общий воздухообмен – не менее чем 20-кратный.

Местная вентиляция подсоединяется гибкими шлангами к выхлопной трубе автомобиля. Ее производительность зависит от мощности силового агрегата авто.

  • При мощности двигателя до 120 л.с, вытяжка должна составлять 350 м.куб/ч.
  • При мощности от 120 л.с до 180 л.с. вытяжка – 500 м.куб/ч.
  • Если мощность мотора от 180 л.с. до 240 л.с. – 650 м.куб/ч.
  • Мощность силового агрегата более 240 л.с. – 800 м.куб/ч.
к оглавлению ↑

Обслуживание систем воздухообмена в автомастерских

Обслуживание вентиляции и кондиционирования в цехах автосервисов должны проводиться намного чаще, чем в бытовых помещениях, так как оборудование работает в агрессивных средах. Основанием для чистки и дезинфекции вентиляции служит потеря производительности и показатели анализа воздуха о наличии в нем загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимую концентрацию.