Медная трубка для кондиционеров: вопросы и ответы

Как выбрать диаметр трубок для кондиционера

Наверное, нет на свете такого человека, который, так или иначе, сталкиваясь с установкой кондиционера, не задавался вопросом, почему для создания фреонового контура используются исключительно медные, и далеко не самые дешевые трубы. Почему бы не использовать, к примеру, стальные или металлопластиковые, которые могут выдерживать приличное давление, не подвержены коррозии и к тому же на порядок дешевле?

Причины использования медного трубопровода в климатической техники

На самом деле, причина, по которой в бытовых системах кондиционирования используется медный трубопровод, довольно проста: медь обладает целым рядом физических свойств, совокупности которых нет ни у стали, алюминия, ни у большинства полимеров.

  1. Медь не вступает во взаимодействие с фреоном, хладоном и другими распространенными хладагентами.
  2. Этот материал имеет минимальную шероховатость внутренней поверхности. Благодаря этому свойству обеспечивается высокая проходимость хладагента.
  3. Она устойчива к колебаниям температур.
  4. Медные изделия известны своей пластичностью, газонепроницаемостью, сопротивлению к коррозии и имеет малый вес 

Справедливости ради следует отметить, что не во всех системах кондиционирования используется медный трубопровод. Например, в некоторых марках зарубежных автомобилей, для перемещения хладагента применяются алюминиевые магистрали, что вызывает немало проблем и вопросов: «Как запаять алюминиевую трубку кондиционера и почему на ней появились следы окисления». Связано ли это с процессом удешевления себестоимости продукции современного автопрома или по идеологическим соображениям, история умалчивает.

к оглавлению ↑

Основные размеры трубопровода в бытовых сплит-системах

Для объединения внутреннего и внешнего блока бытового кондиционера используется трубы, причем с разными диаметрами: по одной фреон подается в виде жидкости, а по другой проходит в газообразном состоянии. Обычно, трубопровод, по которому хладагент подается от испарителя к конденсатору всегда имеет больший диаметр.Разнообразие размеров трубопровода

В климатической технике чаще всего применяются фреоновые магистрали с размером внутреннего сечения 1/4” (6,35 мм) и 3/8” (9,52 мм). Кроме этих распространенных размеров, в некоторых сплит-системах для создания холодильного контура используется трубопровод с диаметром:

  • 1/2” (12,7 мм);
  • 3/4” (19,05 мм);
  • 5/8” (15,88 мм). 

Основным критерием при выборе этих изделий является производительность кондиционера: чем она выше – тем диаметр трубопровода больше. От правильно подобранного диаметра трубок для кондиционера зависит скорость циркуляции фреона в замкнутом контуре.

Стандартная толщина стенок медного трубопровода для кондиционеров обычно не превышает 0,7 мм. Это связано с тем, что в дальнейшем мастеру придется гнуть и вальцевать трубки, а при большей толщине стенок эти работы выполнять качественно будет достаточно проблематично.

Как правило, большинство производителей выпускают медные трубы для климатической техники уже отожженными, сформированными в бухты по 15, 25 или 50 м. Отожженная медь более эластична и позволяет гнуться практически без изменения сечения.

На концах трубы должны находиться специальные заглушки, предотвращающие попадание влаги и мусора внутрь изделия. Медь, для трубопровода климатической техники может использоваться разных марок. Наиболее популярной является CU-DPH. Изделия из этой марки меди будут иметь наиболее высокую антикоррозийную устойчивость.Отожженная медная труба

Несмотря на высокую стойкость меди к коррозии, бывают случаи разгерметизации фреонового контура, которые происходят из-за окисления магистрального трубопровода кондиционера. Причины окисления медных трубок кондиционера имеют место по нескольким причинам, среди которых основными являются:

  1. Нерадивость некоторых «специалистов», которые при монтаже кондиционера пренебрегают такой процедурой, как вакуумирование системы.
  2. Незнание некоторых «ремонтников» о химических свойствах металлов и флюсов. 
к оглавлению ↑

Метод продувки системы фреоном

Вакуумирование контура является обязательным процессом перед первым запуском кондиционера. Делается это для удаления воздуха из системы перед тем, как пустить по ней хладагент. Именно это правило чаще всего нарушается нерадивыми монтажниками, которые не считают нужным приобретать дорогостоящее оборудование, а именно вакуумный насос и манометрический коллектор. Такие «специалисты» для удаления воздуха из холодильного контура применяют метод продувки системы фреоном, который, кстати, запрещен большинством изготовителей климатической техники.

Так как с завода кондиционеры поставляются частично заправленными хладагентом, то метод продувки выглядит так:

  1. Отпускается одна из гаек крепления трубопровода и открывается вентиль на кондиционере.
  2. Фреон должен замещать собой воздух, который будет выходить из системы из под отпущенной гайки.

После такой, с позволения сказать, процедуры удаления воздуха, как правило, влага на стенках медной трубы остается, вступает в реакцию с фреоном, что приводит к окислению участков медного трубопровода и повреждению компрессора.

к оглавлению ↑

Гальваническая пара и питтинговая коррозия


Теперь несколько слов о процессах, протекающих в металлах. При соприкосновении некоторых металлов, в месте их соединения начинается протекание микротоков, которые вызывают коррозийные процессы в менее «агрессивном» металле, вплоть до его полного разрушения. При взаимодействии меди со сталью происходит окисление первого и разрушение второго металла.Последствия воздействия окисления

Представьте ситуацию, когда на медную трубу фреоновой магистрали надета обжимная гайка (фитинг) из нелегированной стали. Со временем место соединения окисляется, что приводит к постепенному разрушению стали и к нарушению целостности оксидной пленки, защищающей медь от атмосферных воздействий. В результате: окисление, коррозия и разгерметизация контура.

В таблице показана гальваническая совместимость металлов. Знаком «+» отмечены материалы, не создающие гальванических пар:Гальваническая совместимость металлов

Ситуация вторая: использование для пайки холодильного контура климатической техники неправильного припоя и флюса. На самом деле, доля таких ошибок составляет 15-20% от общего количества причин коррозии. Неправильный припой может создать гальваническую пару, о которой говорилось выше, а остатки флюса в трубах после их пайки неизбежно приводят к появлению питтинговой коррозии, которая характеризуется быстрым течением и приводит к перфорации участка трубопровода.

Решение проблемы монтажа и ремонта холодильного контура кондиционеров видится в использовании правильных материалов, а также четкого соблюдения правил соединения и пайки медного трубопровода. Кроме того, для предотвращения окисления медных труб и разгерметизации контура можно «помирить» металлы, которые не очень «дружат между собой», процессом лужения наиболее «агрессивной» меди.

к оглавлению ↑

Установка фреоновой трассы

Сам процесс установки объединения внешнего и внутреннего блока сплит-системы уже описан много раз. Хотелось бы остановиться только на некоторых, заслуживающих особого внимания моментах. Процесс создания фреоновой магистрали включает в себя правильную порезку развальцовку и пайку медных трубок.

Порезка

Порезка трубки на отрезки определенной длины производится инструментом, под названием труборез. Использование ножовки и других режущих инструментов – недопустимо. Применение ножовки и ей подобным инструментам приводит к образованию большого количества стружки, которую трудно извлечь из трубопровода. Кроме того, использование таких инструментов не гарантирует ровный срез без зазубрин и заусениц, которые будут мешать вальцовке. Порезку труб производят с запасом в 5-10 см, для обрезки, в случае неудачной вальцовки.

Вальцовка

Вальцовка является второй по важности операцией после порезки. От правильной вальцовки зависит герметичность холодильного контура и долговечность работы кондиционера. Сам инструмент выглядит в виде струбцины, в нижней части которой находятся отверстия для труб разного диаметра.Станок для вальцовки труб

Алгоритм действий при развальцовке медных трубок для кондиционера:

  • надеть на отрезок трубы обжимную гайку;
  • вставить конец трубки в необходимое отверстие в нижней части самозажимной планки или тисков так, чтобы она выступала из-за края на 3-4 мм;
  • вращая поворотный механизм в верхней части струбцины, ввести в конец трубки вальцовочную насадку необходимого размера или конус эксцентрика (в зависимость от модели вальцовки);
  • постепенно проворачивая механизм произвести разбортовку трубки;
  • после окончания процесса вальцовки освободить конец трубки от механизма.

Развальцованный конец медной трубки должен иметь идеальную геометрию.

Результат вальцовкиКак правило, стандартный набор для развальцовки трубок кондиционера состоит из трубореза и вальцовки. В зависимости от модели, в наборе с вальцовкой могут идти вальцовочные насадки под диаметр трубки 3/16″; 1/4″; 5/16″; 3/8″; 7/16″; 1/2″; 5/8″.

Соединение

После того, как отрезки труб развальцованы (аккуратно и правильно) следует соединить их с трубками, выходящими из внутреннего блока. Для этого необходимо как можно ровнее совместить выходной фланец с раструбной гайкой и от руки затянуть соединение.

Гайка изначально затягивается только от руки. Закручиваться она должна свободно по всей длине резьбы.

После чего гайка обжимается при помощи ключа. В идеале – динамометрического ключа, для контроля момента затяжки соединения. Если затянуть гайку сильно, развальцованную часть медной трубки попросту срежет. Если гайку недотянуть, то может произойти вытекание хладагента. Таблица момента затяжки соединений медных трубок кондиционера находится в документах к конкретной марке климатической техники. Например: к кондиционеру Polaris таблица выглядит так:Таблица усилия затяжки

Если производитель не стал утруждать себя публикацией таблицы, то правильную затяжку можно выполнить и «на глаз»: после того как гайка туго затянута вручную, сделать еще ¾ оборота при помощи ключа.

к оглавлению ↑

Ремонт холодильного контура

Чаще всего, трубки кондиционера требуют ремонта из-за утечек хладагента в системе. Ремонт трубопровода заключается в выявлении места утечки, вырезании протекающего участка трубы с последующим наращиванием трубопровода и его пайки.

  • После разрезания трубопровода концы его необходимо подготовить: один конец развальцевать при помощи вальцовочной насадки так, чтобы концы трубопровода можно было вставить друг в друга.
  • После чего поверхность внутренней трубки следует зачистить от патины при помощи мелкой наждачной бумаги или абразивной пасты и вставить друг в друга.
  • <[>Следующим этапом идет разогрев участка трубопровода на расстоянии 6-10 см от места соединения. Прогрев производится до такого состояния, пока припой не будет расплавляться при соприкосновении с местом стыка.
    Использовать для пайки можно исключительно медно-фосфорный или медно-серебряный припой

  • Залить припоем место соединения, равномерно распределив его по всему периметру стыка.

Монтаж и подключение фреоновой трассы кондиционера, в принципе можно сделать самостоятельно. От правильности монтажа и качества выполнения работ зависит долговечность вашей сплит-системы. Доверьте эту работу профессионалам.